Традиции. Христианство

 Посещение кладбища. 

 С давних времен в православии умерших принято называть усопшими. Кладбища- это те места, где они хранятся до воскресения. Следовательно, могила является не только вместилищем для гроба с телом, но и считается местом, откуда усопший выйдет и возродится для новой жизни. Поэтому, могилу, Крест,  следует содержать в чистоте и порядке.

 Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать местопогребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения — Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием. Если нет возможности установить надгробие, достаточно будет одного креста – из металла, но лучше из дерева. Даже самый простой, он  больше приличествует могиле православного христианина, нежели  самый дорогой памятник. Крест на могиле православного христианина — молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа — на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.

 Могилы на кладбище считаются местом, которое нельзя осквернить: разорить, распахать, а тем более раскопать, чтобы украсть из нее сохранившиеся вещи.

 Церковь не запрещает умеренного плача по усопшим, но она не допускает непристойных проявлений скорби на кладбище, свойственных язычникам. Громкие стенания, разрывание на себе одежды не свойственны православным христианам, возлагающим свое упование на Промысл Божий. Так, русский народ, хотя и воспринимал близко к сердцу все, что связано со смертью, но никогда не ассоциировал кладбище с мрачным местом, как это считается в наши дни. Кладбище для наших предков было местом, куда они регулярно приходили, чтобы помолиться о своих усопших родственниках, местом, которое наводило на полезные размышления, местом принятия многих душеспасительных решений в своей жизни.

 Кроме того, еще с древних времен Православной Церковью принято посещать могилы усопших родственников на Радоницу (или Радуницу). В этот день совершается общее поминовение умерших. Как правило, это понедельник или вторник после Фоминой недели (8-й или 9-й дни после Пасхи). В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостью о Воскресении Христовом. Отсюда происходит и название праздника. К этому дню люди стараются подновить могилы, посыпать их песком. На Радоницу на могилах устраивают трапезу, поминают усопших. Живые христосуются с умершими, приносят с собою на могилы окрашенные яйца. В некоторых местах до наших дней сохранился обычай красить к этому дню яйца не в красный цвет, а в желтый или темносиний. Яйца отдают нищим, оставляют на могилах, крошат для птиц. На Радоницу на кладбищах служили молебны по усопшим. Здесь следует подчеркнуть, что именно на Радоницу, а не на Пасху Христову православные посещают кладбища.

 Существует также вполне благочестивый обычай устраивать на могиле «сад»: сажать цветы, плодовые деревья.

Порядок поминовения усопших.

 Обычай поминать усопших был установлен уже в Ветхозаветной Церкви. О поминовении усопших говорится и в Апостольских Постановлениях. В них указаны молитвы за усопших при совершении Литургии, а также дни, в которые особенно необходимо поминать почивших православных христиан: третий, девятый, сороковой, годовщину.

 Самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией является Литургия за усопших, принесение для их спасения Бескровной Жертвы.

 Многие люди перед смертью не успели сподобиться Таинства Покаяния и святого Причащения, умерли неожиданно. Они уже не могут покаяться сами, подать за себя милостыню. Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви могут облегчить их загробную участь.

 Для того чтобы ваших усопших близких помянули на Литургии, вам надо подать в храм Церковную записку «О упокоении». В ней вы перечисляете имена всех тех умерших, кто вам дорог, но обязательно крещенных в Православной вере. Поминовение некрещенных на церковных службах не совершается. Не совершается также поминовение самоубийц, как отказавшихся от помощи Божией.

 Записки на заказную Литургию лучше подавать после вечерней службы, но можно и с утра, если вы придете до начала службы. Имена пишутся в родительном падеже, в церковном написании. Например, Георгия, а не Юрия, Дионисия, а не Дениса. Втечение первых сорока дней с момента смерти делается приписка «новопреставленного», а при поминовении детей до семи лет «младенца».