Традиции. Ислам

           Правила посещения могил, и порицаемые действия, распространенные при этом:

 

 Посещение могил было запрещенным в начале Ислама, но потом было узаконено. Посланником Аллаха, как пришло в хадисе: «Я запрещал вам раньше посещать могилы, но теперь посещайте же их, воистину, они напоминают вам о загробной жизни» (Абу Дауд, 2816, Муслим, 1623, Ан-Насаи, 4354, Тирмизи, 974, и др)
Сказал шейх Аль-Альбани: «У посещения могил две цели: первая — получение пользы посещающими от напоминания о смерти, и о том, что их исход – либо Рай, либо Огонь, и это первая цель от посещения, как указывают на это предшествующие хадисы. Вторая же – это польза для мертвого, и проявление благочестия к нему через приветствие ему, и мольбы за него, и просьбы прощения у Аллаха для него, и это – только для мусульман» см. «Ахкамуль джанаиз», 1-189
Сказал имам ан-Навави: «Собрались все ученые на том, что посещение могил – Сунна для мужчин, что же касается женщин, то касательно этого есть разногласие» (см. «Шарх Навави аля Муслим», 7/46-47)
Однако, посещение могил, как и указал Посланник Аллаха, узаконено с целью размышления и напоминания о загробной жизни, а не с какой либо иной, как делают в наше время различные невежественные люди, устраивая на могилах праздники, маулиды, и тому подобное. И мы перечислим в этой краткой статье некоторые деяния, запрещенные при посещении могил.

        Узаконенные деяния при посещении могил:

Как и сказал Посланник Аллаха, посещение кладбищ узаконено для размышления о смерти и вечной жизни, поэтому нужно сконцентрироваться на мыслях об этом, и отстраняться от пустых мыслей и разговоров.
Также узаконено дуа за мертвых мусульман, об их прощении и милости к ним.
Передал имам Ахмад, от Аиши, что Посланник Аллаха выходил на кладбище Баки, и делал дуа за погребенных там, и она спросила его об этом, и он сказал: «Было мне приказано делать дуа за них» (Ахмад, 6-252, сказал шейх Аль Альбани: «Сахих»)
И Сунна – делать дуа Всевышнему Аллаху за умерших мусульман, прося Его о милости к ним, и прощении для них.

 Разрешается поднятие рук для дуа, поскольку передала Аиша, что Посланник Аллаха делал так. (Ахмад, 6-92, Малик, 1-239, Насаи, 1-287, с хорошим иснадом).

 Ниже приведены те Дуа, что пришли в Сунне, при прохождении у ворот кладбищ или при входе на них:
1. (السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ لَلَاحِقُونَ أَسْأَلُ اللَّهَ لَنَا وَلَكُمْ الْعَافِيَةَ)
«Мир вам, о обитатели жилищ, верующие мусульмане! Воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Прошу Аллаха для нас и для вас благополучия!» (Передал Муслим, 1620)
(Ассаламу алейкум ахляддияри миналь му’минина уаль муслимин, уа инна, ин ша’Аллаху ляляхикун. Ас’алю Ллаха ляна уа лякум аль-афия)
2. (السَّلَامُ عَلَى أَهْلِ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَيَرْحَمُ اللَّهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَلَاحِقُونَ)
«Мир обитателям жилищ из числа верующих мусульман! И да смилуется Аллах над предшествующими из нас, и задержавшимися! И воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам» (Передал Муслим, 1619)
(Ассаламу аля ахли ддияри миналь му’минина уаль муслимин, уа йархаму Ллахуль мустакдимина минна уаль муста’хирин, уа инна инша’Аллаху бикум ляляхикун)
3. (السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَاحِقُونَ أَنْتُمْ لَنَا فَرَطٌ وَنَحْنُ لَكُمْ تَبَعٌ أَسْأَلُ اللَّهَ الْعَافِيَةَ لَنَا وَلَكُمْ)
«Мир вам, о люди жилищ, верующие мусульмане! Воиистину, мы если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Вы для нас предшественники, а мы за вами последуем. Прошу у Аллаха благополучия для нас и для вас» (Ан-Насаи, 2013, иснад достоверный)
(Ассаламу алейкум ахля ддияри миналь му’минина уаль муслимин. Уа инна, инша’Аллаху бикум ляхикун. Антум ляна фаратун, уа нахну лякум табаун. Ас’алю Ллахаль афията ляна уалякум)
4. ( السَّلَامُ عَلَيْكُمْ دَارَ قَوْمٍ مُؤْمِنِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَاحِقُونَ وَدِدْتُ أَنَّا قَدْ رَأَيْنَا إِخْوَانَنَا)
«Мир вам, о жилище народа верующего. Воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Хотел бы, чтобы мы увидели наших братьев (в вечной жизни)» (Муслим, 367)
(Ассаламу алейкум дара коумин му’минин, уа инна, инша’Аллаху бикум ляхикун, уадидту анна код ра’айна ихванана)

1. Согласно сунне человек произносящий мольбу должен повернуться лицом к Кибле.
2. Посещая могилу неверного нельзя произносить мольбу за него, отдавать салам, и следует напомнить ему о том что он будет обитателем Ада.
3.Ходить между могилами мусульман в обуви нельзя, их следует снять.
4.Приносить на могилу цветы или венки не соответствует шариату. Праведные предки не совершали подобного. Если бы это приносило пользу, то они непременно совершили бы подобное.
5.Запрещается совершать следующие действия на могилах:
а) приносить жертву (даже если это могила близкого родственника);
б) приподнимать могилу от земли выше дозволенного (вышесказанного);
в) белить могилу. Если это совершается в целях сохранения могилы это допустимо. Украшать могилу мрамором запретно;
г) писать надписи на могилах. Это допускается если цель этого различать могилу;
д) строить здание на могиле;
е) сидеть на могиле;
ж) совершать молитву на могилу;
з) совершать молитву рядом с могилой не, поворачиваясь лицом к Кибле;
и) строить мечеть на могиле. Это не относится к мечети пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
к) совершать путешествия для посещения могилы, собираться в определённое время на могиле, ставить свечи и.т.д.;
л) ломать кости от трупа (скелета) мусульманина;
м) раскапывать могилу мусульманина без разрешения на то шариата.